Имеется
множество причин, объясняющих существование связи между Великой Богиней
и Луной. Так, например, свойство Луны расти и увеличиваться, а затем
убывать сходно с изменениями в женском теле во время беременности. На
более глубоком уровне понимания это можно объяснить так: богиня
управляла ростом всего сущего, а значит, и самим временем тоже. Самые
первые календари использовали для отсчета времени Луну, а не Солнце.
Древние считали, что Луна влияет на женский менструальный цикл, тем
самым пытаясь связать Луну и плодовитость. Именно вера в ее власть над
временем и плодовитостью привела к тому, что Великая Богиня стала
ассоциироваться с судьбой.
Как
уже упоминалось, волшебные традиции устанавливают связь между Великой
Богиней и лунными фазами. В общественном сознании лунная богиня имела
тройственный образ: девы, матери и старухи. Но посвященные знали о
четвертом лике богини — чародейке, или искусительнице. Следовательно,
каждому лику богини соответствовала та или иная фаза Луны.
Новолуние,
когда в течение трех дней Луны не видно, и есть время чародейки (или
искусительницы). На самом деле, если небо затянуто плотными облаками и
Луны не видно, то, эти ночи также подвластны чародейке. Растущая Луна
отмечает время девы, полная — матери, а убывающая — время старухи.
Время чародейки, как видим, несколько выбивается из этой
последовательности, поскольку это время может наступить в любой из
дней, принадлежащих другому лику богини. Впрочем, богиня, именуемая
чародейкой, вольна поступать так, как ей заблагорассудится. Лунные
культы не обладали такой прямолинейностью, как солнечные, поэтому
последовательная смена этапов в развитии облика богини не обязана была
следовать раз и навсегда заведенному порядку. Вообще, желание
попытаться все расположить в хронологическом порядке — это привычка,
унаследованная нами от наших древних предков.
Искусительница
может проснуться в женщине в любом из ее возрастов. Дева может
завлекать и очаровывать, равно как и мать может соблазнять — так как
сексуальность проявляется в каждом из образов. Старуха также может
привлечь и очаровать своей мудростью, знаниями и опытом. Вот почему
чародейка именуется искусительницей. Искушение, в языческом понимании,
не имеет отрицательного оттенка — это простое обозначение того, что
кто-то был сбит с первоначального пути. Называя женщину (или богиню)
искусительницей, древние далеко не всегда придавали этому слову
отрицательный или сексуальный смысл.
Волшебные
предания говорят о трех таинствах великой лунной богини. Это,
во-первых, рождение девственницей ребенка, во-вторых, богиня управляла
жизнью и смертью и, в-третьих, она могла дать человеку особую
способность к лунному зрению.
В
древние времена девственность обозначала тот факт, что женщина не
замужем, и вовсе не имела того смысла, который мы вкладываем в это
слово сегодня. Говоря о рождении ребенка девственницей, древние не
подразумевали того, что эта женщина никогда не вступала в половую
связь. Вот что пишет по этому поводу Эстер Хардлинг в своей книге
“Женские таинства” (1976):
“Слово
"девственница", особенно применительно к древней богине, определенно не
несет в себе современного смысла. Этим словом в древности вполне могли
называть женщину, обладающую достаточным сексуальным опытом.
Единственное правильное применение этого слова — это обозначение
незамужней женщины”.
Древняя
богиня Луны была богиней плотской любви, не связанной с замужеством.
Именно так мы представляем себе богинь Диану и Артемиду. Ни один
мужчина не мог оказывать влияние на девственную лунную богиню; ее
поведение определялось только присущей ей природой и не могло быть
связано какими-либо условиями, диктуемыми любовной связью или
замужеством.
В
мифологии у богини Луны обычно имелся сын, который, вырастая,
становился ее любовником. Затем он умирал, чтобы вновь появиться на
свет как ее сын. Это лишний раз подчеркивает, что хронологический
порядок в лунных таинствах не имеет особенного значения, поскольку
богиня Луны управляет самим временем. Она может забеременеть от своего
сына, который является и ее любовником (а иногда еще и братом) до того,
как он у нее родится. Ее власть над временем отражена в том, что иногда
богиню Луиы именуют королевой фей, поскольку время фей течет совсем не
так, как время простых смертных (так считается в европейском фольклоре).
О
богине Луны говорят, как о подательнице жизни и смерти. Она посылает
ветры и бури, дожди и потопы, она управляет океанскими течениями. Вода,
которая посылается ею для поддержания жизни (дожди), это та же вода,
которая эту жизнь может унести (бури). Лунная богиня управляет всеми
возможными жидкостями, в том числе во время менструального цикла у
женщин. В древнейшие времена ее называли также: покрытая росой, потому
что в жарком климате Южной Европы роса была жизненно важна для
растений. От находящихся под властью богини жидкостей зависели
плодородие земли и сама жизнь на земле. В этих же местах существовал
любопытный ритуал. Женщина, желающая зачать, должна была лечь под
полной Луной на спину, обнаженной, и лежать так до рассвета. К утру она
как бы принимала ванну из росы, а роса, как мы уже говорили, была
сильнейшим эликсиром плодородия. Плутарх в своей книге “Изис и Озирис”
писал:
“Свет
Луны, увлажняющий и могущий сделать беременной, способствует появлению
на свет новых живых существ и содействует оплодотворению растений”.
Так
как считалось, что Луна имеет власть над силами внешнего мира, то,
естественно, она имела власть и над силами внутреннего мира человека,
то есть над его душой и разумом. Следовательно, богиня Луны могла
даровать способность ясновидения какому-либо человеку, в том числе и
умалишенному, если ей так было угодно. Природа богини двояка: это
природа света и тьмы, расцвета и упадка. В волшебных поучениях
говорится, что именно темнота является матерью Луны. С благоговением и
ужасом думали люди об этой могущественной богине, называемой Алтеей,
королевой подземного мира. Имя ее означает “дарующая ночное зрение”.
Позднее в Греции ее именовали Геката Триформис и считали, что она имеет
власть над Луной и над тьмой.
В
древние времена полагали, что именно лунный свет служит переносчиком
могущества и силы Луны. В этом не было ничего символического —
наоборот, лунный свет являлся самой настоящей магической субстанцией.
Неудивительно, что Геката и Диана Люцифера традиционно изображаются
держащими в руках светильники. Светильники подчеркивают, насколько
велика сила, которой они обладают. Именно поэтому в различных обрядах,
посвященных Луне, широко используются свечи, светильники и костры. Это
делается для того, чтобы поощрить лунный свет к проявлению своей силы.
Например, один из древних обрядов состоит в том, что ночью
свежезасеянное поле обносят зажженными светильниками.